«Труд», 57, апрель 2007 Разрешение на чудо

Кто контролирует работу магов, колдунов и лекарей? Корреспондент "Труда" побывала в Центре сертификации народных целителей.

В стенах этой старой невзрачной пятиэтажки таятся иные миры. За одной дверью двигают предметы и предсказывают будущее, дальше по темному коридору меняют структуру воды. За стеной улыбчивая женщина цепляет электроды к голове своей жертвы, чтобы прозондировать мозг. Здесь чудеса отделяют от фокусов. Потом на чудо выдают документ и отправляют на службу обществу. Это первый в стране Центр сертификации народных целителей. Сюда приходят маги и мошенники. Но с документом гособразца выходят лишь истинные обладатели целительской силы.

Безумства и открытия

- Мы начали сертификацию целительства больше года назад, чтобы упорядочить эту сферу, - говорит директор Федерального научного клинико-экспериментального центра (ФНКЭЦ) традиционных методов диагностики и лечения Росздрава Алексей Карпеев. - По оценкам МВД, в стране работает 300 тысяч целителей. Патриархия говорит о миллионе. У нас, за вычетом магов, гадалок, колдунов, получается 100 тысяч - людей, занимающихся только здоровьем граждан. Последние 20 лет они работают вне правового поля. Целитель может нарушить закон или сам стать жертвой беззакония. Его любой может пнуть - от милиции до рэкета. Пациент, выбирая целителя, ориентируется на "сарафанное радио" или рекламу, которая на 90 % лжива. Государство не получает ничего. Хотя в сфере целительства крутятся десятки миллионов долларов.

Заплати налоги и лечи спокойно - первый принцип работы сертифицированного целителя. Прежде чем попасть на этот полигон чудес, он должен зарегистрироваться как частный предприниматель и встать на налоговый учет. Только после этого лечащего бизнесмена допустят к первому собеседованию.

- Мы разговариваем около получаса, - руководитель центра сертификации при Росздраве Владимир Егоров первым встречает целителей. - Задаются контрольные вопросы. Если у человека есть проблемы, они выявляются сразу. Половина отсеивается на этом этапе.

-Целители - своеобразные люди, встречаются и совсем ненормальные, - говорит Алексей Карпеев. - Когда человек сильно завышает свои способности, это уже тревожный симптом. Например, он говорит, что лечит со 100-процентной гарантией все болезни, в том числе рак и СПИД. В 45% случаев это обычная ложь. В 35% - результат патологических состояний неадекватности.

- Кладет мне на стол сигарету и начинает ее катать, - рассказывает Владимир Егоров. - Это феномен. Но способности к телекинезу роли не играют. Главное, чтобы людей лечил.

Каждый соискатель обязан иметь с собой целительское "портфолио": отзывы реальных пациентов, результаты врачебных обследований до и после лечения. Без этого сертификата тоже не дадут. В темном коридоре мне встретилась грустная

ж

енщина-рентген, которой отказали как раз за недостаточностью доказательств.

Обследования у меня есть, а отзывы придется собирать, - Мария Усольцева приехала из Красноярска. - Неудобно как-то просить у пациентов рекомендаций, хотя я многим помогаю. Одному пациенту врачи год не могли поставить диагноз по онкологии. А я обнаружила опухоль, которую не заметили на УЗИ.

Целители часто противопоставляют себя официальной медицине, но для получения сертификата они должны знать ее основы. - Лет 10 назад мы пытались выдавать целителям лицензии, - рассказывает Алексей Карпеев. - Мы были наивны и поставили два условия - медобразование и работа целителя в присутствии врача. Шли толпы! А потом мы узнали, что рядом в метро можно купить медицинский диплом и за 1000 рублей привести врача. Теперь мы образования не требуем. Но знать, где у человека сердце, целители должны.

На глубине мозга.

Даже если целитель прошел все испытания, у контрольной комиссии могут оставаться сомнения. Если замечена шпаргалка на зачете, или отзывы пациентов кажутся поддельными, тогда целителя направляют на допобследование. Сажают под электрошлем и проникают до глубины мозга.

- Это энцефалограмма, какую делают в любой поликлинике, - говорит зав. сектором научных исследований сознания Ольга Коекина. - Но мы работаем с целителями, фиксируем активность их мозга в различных состояниях сознания. У них показания иные, чем у обычных людей.

Я решила проверить, удастся ли обмануть нехитрый прибор. Меня облачили в шлем, состояние мозга тут же отразилось на мониторе в виде бегущей синусоиды.

- С мозгами порядок, у вас прекрасный альфа-ритм, - обнадежила Ольга Ивановна. - Но у целителей он почти незаметен. Пока вы не соответствуете. Будь вы целителем, я бы попросила вас помедитировать.

Я согласилась.

- Представьте знакомого человека, да вот, например, Никиту, - предложенного юношу я видела впервые в жизни. - Попробуйте рассмотреть его внутренние органы.

Я долго пыталась нарисовать образ бритого парня с серьгой. Перед глазами вставали картинки из учебника анатомии с мерцающей точкой в центре торса.

- У него заболевание в средней части туловища. В правом легком, - смело уточнила я. "Больной" все отрицал.

Мне дали еще шанс. Поставили передо мной того же юношу, попросили поднять на него руку и смотреть точно в правый глаз. Увы, закоснелый мозг и к этому действу остался равнодушен.

- Вы бы не получили сертификат, даже если успешно прошли все остальные проверки, - сказала Ольга Коекина.

Гарантия безопасности.

Пока сертификаты получили 50 человек. И целители не очень-то стремятся получить государственное подтверждение профпригодности.

- Многие считают ниже своего достоинства проходить экспертизы, - говорит Алексей Карпеев. - Ведь их дар свыше неоспорим, земные не смогут его постичь. Тем более официальная медицина, которая сейчас критически относится к целителям . Как и они к ней.

- Пройти сертификацию мешает не только гордость, но и страх - признают сами целители.

- Многие просто боятся не пройти испытания, - целительница Наталья Воротникова уже показала лучшие результаты по энцефалографу. - Но честным целителям сертификат нужен - ведь проще работать, имея документальную гарантию своей честности.

Целитель Михаил Фадькин получил эту гарантию одним из первых почти год назад.

Теперь бумага красуется в рамочке на бревенчатой стенке его дома в Малаховке. А для наглядности целитель прикрепляет ксерокопию именного сертификата к медкарте каждого пациента.

- Я быстро получил документ, мне это было не трудно, - говорит он. - Зато теперь я работаю абсолютно законно. Хотя у меня и раньше не было проблем с чиновниками. Они ведь мои пациенты. Недавно лечил начальника контртеррористического управления. Депутаты часто бывают - жалуются на сердечно-сосудистые заболевания.

Сам Фадькин в свои 62 ни на что не жалуется. Он румян, седовлас и способен простоять на руках 20 минут. Целительством начал интересоваться в армии. Обрел способности к мануальной, психо- и биоэнерготерапии. Теперь лечит все, кроме онкологии. О Фадькине узнают через знакомых, рекламы он не дает. При том "наделал" своим пациентам детей по всей стране.

- Мужское и женское бесплодие - моя специализация, - говорит Михаил Васильевич. - Вот у мужа была нулевая спермограмма - после трех сеансов его жена оказалась в положении. Местная журналистка пришла ко мне на один сеанс и получила ребенка. В Молдавии я 15 минут подержал женщину за руки - месяц спустя она забеременела.

Свои способности целитель тут же принялся доказывать на мне.

- Сначала надо тебе сделать диагностику. Ну-ка покажи язык. Язычок-то на сторону немного у тебя. Психованность есть небольшая и плохое пищеварение.

С этим трудно не согласиться. Но на этом целитель не успокоился.

- Сейчас проведем полную диагностику, - приговаривал Федькин. - Я нажимаю на точки

акупунктуры, каждая из которых отвечает за определенный орган. И состояние этого органа высвечивается на компьютере. Эта диагностика используется в спортивной среде, я много лет работал массажистом наших сборных.

Мы с целителем уселись на табуретки, в одну руку мне дали цилиндрический предмет, а другую начали нещадно колоть каким-то прибором. Целитель поиздевался и над ногами.

В итоге выдал мне целую медкарту с кучей диаграмм и списком диагнозов - достаточно правдивых.

- Мы не обещаем, что целитель, обладающий сертификатом, обязательно вам поможет. Но он точно не навредит, - говорит Алексей Карпеев. - Гарантировать эффективность такой работы невозможно. Но можно защитить от шарлатанов, психически больных, мошенников.


Лиана Налбандян